Новости

Событие
К архиву новостей Следующая новость

Интервью
с главой Добрянского муниципального района
К.В. Лызовым

Константин Лызов:

«Я ЗА СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА»

 

 

- Константин Васильевич, Вы возглавляете Палату муниципальных районов Пермского края. Их сегодня 40. Насколько они однородны, похожи или их можно как-то разделить или классифицировать?

- Я бы не стал делить районы по финансовому признаку: как сложилось у каждого, так и сложилось. На мой взгляд, любой район можно оценить по главе. И формирую свое к ним отношение по нашим рабочим встречам, по тем решениям, которые человек принимает. Есть главы, о которых в течение всего срока не слышно, они обособлены на своей территории и от них не ждут каких-то предложений и решений: пришел, посидел, отголосовал и ушел. А есть главы, которых слышат: они предлагают решения и тем самым влияют на происходящее в политике. Я очень уважительно отношусь к главам, которые отработали не один срок, а больше. Это наш золотой фонд. А есть молодые - они только что пришли, и им очень тяжело. Ты только вчера отвечал только за себя или за свой бизнес, а сегодня пришел и тебе надо отвечать перед населением, перед депутатами, перед краевой властью. И здесь важно не бояться спрашивать совета у более опытных. Я, кстати, до сих пор сам так и делаю!

 

- Константин Васильевич, Вы, как председатель Палаты муниципальных районов знаете, как живут сегодня наши районы, владеете общей ситуацией. Какие общие для всех муниципальных районов Прикамья проблемы Вы бы выделили?

- Пожалуй, главная проблема, которая сегодня у всех на слуху, это всеобщая дотационность. Межбюджетная политика сформирована таким образом, что бюджеты муниципальных образований напрямую зависят от краевого бюджета, за исключением Перми и Березников. И это никак сегодня не стимулирует районы к развитию собственного потенциала. Сколько бы мы не работали, повлиять на собственные доходы в большей степени не можем. Не считая доходы от использования земли и НДФЛ – с этим мы работаем, но в структуре доходов доля этих поступлений весьма незначительна.  Вот это, я считаю,  серьезное препятствие в развитии территорий. Между тем, главы заинтересованы сегодня в получении собственных доходов, потому что только с их помощью мы могли бы влиять на собственное развитие, инвестировать в какие-то районные проекты.

Вторая – тоже очень актуальная проблема – это взаимоотношения и взаимодействие власти и населения. Уверен, что большинство глав территорий совершенно искренне хотят, чтобы во вверенных им районах жизнь стала лучше. Но иногда приходится делать непопулярные шаги. При этом ты знаешь, что тебя оценят «в минус», а он нужен этот шаг. Ну, например, повышение родительской платы в детских садах. Или обеспечение отдаленных населенных пунктов автобусными перевозками. И чисто по-человечески ты хотел бы не принимать таких решений, но финансового ресурса для решения проблемы нет. Таких примеров можно привести очень много. Нам необходимо сегодня сближение муниципальной власти и жителей муниципалитета, совместная работа, совместные проекты, выработка взаимопонимания.

 

- Но ведь общественное сознание постепенно меняется. И Добрянский район тому, кстати, пример. Люди стали активнее, они участвуют в жизни района, берутся за решение проблем самостоятельно.  Добрянский район сегодня – один из краевых лидеров по развитию территориального общественного самоуправления. Ведь проблема была в том, что люди просто требовали от власти решения всех проблем, оставаясь при этом очень пассивными, так?

- Да, вы правы. Сейчас у нас из всего населения активными можно посчитать процентов 20-25. И это очень большая цифра. И это абсолютно точно результат создания и развития территориального общественного самоуправления (ТОС). Советы начали создаваться, когда я работал еще главой Добрянки. Городской опыт активисты перенесли потом и в сельские поселения. Сегодня Координационный Совет ТОСов Добрянского района – это огромная помощь в работе и это отличная конструктивная площадка для взаимодействия власти и населения. Они придумывают и воплощают уникальные мероприятия. Например, у нас в районе уже третий год проходят соревнования по лыжным гонкам среди учащихся 2-3-их классов школ района. В этом году у нас было 16 команд – 160 ребят приехали со всего района! В качестве призов – хорошие лыжные комплекты – отличный стимул! Сегодня ТОСы конкурируют по своим инициативам с другими общественниками, Советом ветеранов, к примеру. Это очень хорошая конкуренция. К тому же в ТОСы идет работать молодежь, особенно на селе. Раньше были опасения, что и в ТОСах, и в Советах ветеранов в основном люди в возрасте, еще старой закалки, очень активные. Думаю, вдруг откажутся работать, кто придет им на смену? Но сегодня движение местного самоуправления настолько начало набирать обороты, что туда идет работать наша молодежь. И это очень здорово! Так или иначе, общественность необходимо вовлекать в процессы управления территорией. Ведь независимо от того, назначается или выбирается глава, ему просто не у кого больше искать поддержки, кроме как у жителей, своих земляков.

 

- Складывается такое ощущение, что Вы настроены и дальше, невзирая на кризис и дефицит денег, решать проблемы территории и двигаться вперед.

-   Да, пока чаще приходится рассчитывать только на себя и на людей, которые меня окружают. Я говорю не только о населении района, но и о тех, кто работает вместе со мной в команде. Хотя сегодня существует определенный кадровый голод именно в сфере муниципальной службы. Найти опытных управленцев, а это уровень заместителей, начальников управлений, руководителей муниципальных учреждений, очень сложно. Старая «советская» школа управления разрушена. Сейчас зачастую мы руководствуемся какими-то общепринятыми понятиями – стаж, опыт, отзывы о человеке. В результате в муниципальное управление приходят люди, возможно, не глупые, но не прошедшие все ступеньки этого самого управления, без определенного опыта. А, когда человек проходил ступеньку и приходил к повышению по службе, это было все-таки надежнее.

Тем не менее, мне лично обижаться не на что: команда, которая со мной работает очень давно, - это профессионалы. В спорных вопросах мы стараемся придти к общему решению. У нас даже есть такое правило: за закрытыми дверями мы можем спорить хоть сколько, доказывая свою правоту. Но всегда выходим с принятым решением. И какие-то интерпретации потом не допускаются. Профессионален и депутатский корпус, причем, как в самой Добрянке, где я работал практически с двумя созывами, так и нынешний – в районе. Они все активные и работоспособные. У нас простые уговоры не пройдут: «проголосуй как надо». У нас надо доказать, у нас надо поспорить. И решение тем качественнее, чем больше проходит эту процедуру.  Пусть докапываются до истины – ведь она рождается в споре. Не надо обособляться от представительного органа. Это не принесет пользы никому. Надо сотрудничать, надо быть гибкими.

 

- Есть ли сейчас в Добрянском районе  успешные и результативные практики, которые можно применять в других территориях?

- Практик много. Но, пожалуй, самое главное наше достижение заключается в личной ответственности за каждый проект. Поясню: если есть проект, то у него должен быть руководитель, который отвечает и за процесс, и за результат. Не в социальной теме социальный зам, а за каждым проектом должен быть закреплен ответственный руководитель. Эту практику мы применяем давно. Вот на стене в моем кабинете – актуальная картина по всем проектам: зеленые флажки – «двигаемся», красные флажки – «объект сдан», черные – «стагнация». При таком подходе, когда есть баланс личной и командной ответственности, успешным и результативным сможет стать проект в любой сфере деятельности муниципалитета, это моё убеждение.

 

- Какие направления развития Вы считаете наиболее перспективными для муниципальных районов Пермского края? Сельское хозяйство, развитие туризма, развитие лесной отрасли, малый и средний бизнес?

- Я за системное развитие муниципалитета. Объясню на примере Добрянского района. Добрянский район – это район промышленный. Но от этого у меня вопросов по сельскому хозяйству не убавилось. Сельское хозяйство в районе не в лучшем состоянии. Складывать обратно его очень сложно. Но мы медленными шажочками идем по этому пути. Первая тема – невостребованные земли и сегодня мы работаем в процессе изъятия земель, которые не используются. Ведь желающие заниматься сельским хозяйством сегодня есть, поскольку есть господдержка на уровне краевом и федеральном. Значит, этому вопросу мы будем уделять все больше и больше внимания. Кроме этого, для себя я поставил еще одну  цель – реанимировать одно очень крупное хозяйство в районе. Когда-то оно было очень крупным, сегодня оно «лежит». Думаю, что у нас все получится, и  в течение 2015-2016 годов мы выйдем на хороший уровень производства сельхозпродукции. Это приоритет для района? Приоритет. А четвертый энергоблок Пермской ГРЭС? Путь к его строительству был достаточно не прост. Мне многие говорили – ну, и на что ты там можешь повлиять? А никто ведь не знает, что когда у Пермской ГРЭС вопросы были по земле – их никто не хотел решать. И мы совместно с городом и с правительством края обсуждали вопросы земельного законодательства, чтобы дать им зайти на проектную экспертизу. Подготовку всех дел – качественную и своевременную – провел именно муниципалитет! Это же тоже приоритет! И взамен сегодня станция строит крупнейший энергоблок, который в перспективе будет флагманом и района, и края, и Федерации.

Про малый и средний бизнес. Как-то один из предпринимателей мне сказал: «знаешь, какое самое главное правило в отношении предпринимателей и власти? Не мешать!». Невзирая на подобные стереотипы мы активно оказываем поддержку малому и среднему бизнесу в районе – предлагаем гранты, субсидии, возмещение затрат не только по сельскому хозяйству, но и по проектам промышленного направления, возмещения по лизингу.

Тема лечебного, курортного туризма нам очень интересна. Вот сейчас главный врaч «Уральской Венеции» Владимир Егорович Тимофеев прорабатывает вопрос о бурении скважины серо-водорода на территории санатория, они прошли путь некой модернизации своих затрат, у них своя газовая котельная, своя водяная скважина. То есть они делают все, чтобы быть конкурентными на этом рынке. И наша задача сегодня – помочь санаториям, чтобы и бюджетная сфера стала потребителем их услуг. Ведь когда подписываешь контракт с каким-то санаторием из Кировской области на оздоровление сотрудников бюджетных учреждений, у меня сердце кровью обливается: ведь у нас есть все свое, рядом, причем, условия лучше, но это «свое» не конкурентно по цене. Сегодня наши санатории: и «Демидково», и «Уральская Венеция» на правильном пути. Поэтому лечебный туризм – это перспективная тема для нашей территории и не только для нашей. К нему можно «привязать» массу наших достопримечательностей.

При этом мы постоянно работаем над улучшением инфраструктурных условий территории – строим социальные объекты, дороги, газопроводы.

Поэтому нельзя сегодня выделить какие-то одно-два-три перспективных направлений развития, а про остальные забыть. Муниципалитет – сложная система, в которой каждая часть и каждая связь требуют ежедневной работы.

 

 

 

 

НАПИСАТЬ ОНЛАЙН
r