Новости

Событие
К архиву новостей Следующая новость

Доклад прокурора Пермского края Антипова В.И. на заседании Правления Совета муниципальных образований Пермского края

Доклад прокурора Пермского края Антипова В.И. на заседании Правления Совета муниципальных образований Пермского края (14.02.2017)

 

Уважаемый Александр Павлович!

Уважаемые участники!

 

Органы местного самоуправления являются самым близким к народу институтом власти, призванные решать повседневные вопросы жизнеобеспечения. Указанная роль обусловливает и повышенные требования к должностным лицам муниципалитетов со стороны прокурорского корпуса. 

Одной из основных задач органов прокуратуры и местного самоуправления к решению которой мы наступательно движемся в последние годы является построение единого правового пространства.

В 2016 году органами местного самоуправления принято более 125 тысяч правовых актов, из них почти 21 тысяча нормативных правовых актов. Все они изучены прокурорами, и около 2500 тысяч опротестовано.

С каждым годом увеличивается объем федеральной правой базы, поэтому от вас требуется осуществлять данную работу непрерывно, не допуская издания и тем более применения незаконных нормативно-правовых актов, которые могут нанести ущерб бюджету, гражданам и хозяйствующим субъектам.

Напоминаю, что мы будет жестко реагировать на такие факты, оценивать ваши действия и через призму уголовного закона. 

Так, только по представлениям прокуроров из-за недоработок в указанной сфере к дисциплинарной ответственности привлечены 110 должностных лиц.

Еще одной не маловажной составляющей этой работы является реализация органами местного самоуправления своевременной и в полном объеме своей обязанности по разработке правовых актов, отнесенных федеральным и региональным законодательством к их компетенции.

Следует отметить, что органы прокуратуры не остаются в стороне от этой деятельности. Во многом этому способствует предоставленное нам право нормотворческой инициативы. Используя его, в прошедшем годупрокуроры оказали содействие в принятии порядка 600 актов. Нами подготовлено 294 проекта муниципальных нормативных правовых актов, 58 модельных актов, на основекоторых принято 304 нормативных правовых акта. Кроме того, в истекшем году в органы местного самоуправления направлено 1146 представлений, информационных писем и предложений о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального и регионального законодательства нормативных правовых актов.

На сегодняшний день уставами 334 муниципальных образований края это право за прокурорами уже закреплено. В Суксунском и Горнозаводском районах - соответствующие изменения в уставы 2 муниципалитетов одобрены и проходят процедуры их принятия. И при такой ситуации остается не понятной позиция депутатов Земского Собрания Частинского муниципального района, которыми не удовлетворяются предложения прокурора.

В 2016 году горрайспецпрокурорами продолжена работа по изучению проектов нормативных правовых актов. Из более чем 21 тысячи принятых, для нашей предварительной проверки поступило чуть более 18500. Предотвращено принятие порядка 1500 незаконных актов. В соглашении о взаимодействии, заключенном между прокуратурой края и советом муниципальных образований муниципалитеты взяли на себя обязанность направлять проекты НПА в наш адрес для правовой оценки. Полагаю, что не было бы излишним закрепить требование о направлении проектов нормативных правовых актов в регламенты деятельности органов местного самоуправления. Заинтересованность в этом имеется. Об этом свидетельствует и то, что из принятых в прошлом году нормативных правовых актов, опротестовано 355 из которых в 295 случаях проекты для изучения в прокуратуры не поступали, в 22 - органы местного самоуправления не согласились с нашими доводами, изложенными в отрицательных заключениях. Думаю, все присутствующие понимают, что гораздо проще принять изначально законный акт, чем в дальнейшем заниматься его приведением в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Однако муниципальными образованиями Куединского, Осинского, Пермского, Березовского, Гайнского, Ильинского районов данная работа должным образом не организована. К примеру, не поддается объяснению, почему 21 муниципальным образованием Кунгурского района в прокуратуру направлено 82 % проектов, а 18 муниципалитетами Пермского района только 61% проектов нормативных правовых актов.

Работу по предотвращению принятия незаконных нормативных правовых актов следует продолжить, активизировав наше с вами взаимодействие.

*****

 

Одним из определяющих факторов оценки качества жизни населения является благоустроенность населенных пунктов.

Для вас не секрет, что в данном направлении успехов мало, что вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Насущными и наболевшими вопросами являются ненадлежащая уборка улиц и дорог, придомовых территорий, парков, ветхое состояние фасадов зданий.

Нами не первый год акцентируется внимание муниципалитетов на необходимость выявления и ликвидации несанкционированных свалок, однако, некоторые так и не хотят выполнять возложенные обязанности. 

Несмотря на то, что мы живем в эпоху всеобщего прогресса, в ряде территорий по-прежнему отсутствует уличное освещение, что повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, совершения административных правонарушений и преступлений.

Зима в этом году выдалась многоснежной и опять вскрыла перед нами проблемы готовности уборочной техники к эксплуатации в зимний период. Нередко в результате неисполнения ответственными организациями обязанностей по очистке территорий, крыш многоквартирных домов и административных зданий от снега, наледи и сосулек граждане получают травмы, порой не совместимые с жизнью.

Несмотря на это не все должностные лица, за которыми закреплен этот участок работы, осознают степень их ответственности.  

Поэтому мы будем жестко реагировать на каждый факт бездействия, халатного исполнения обязанностей, которые повлекли негативные последствия для граждан.

В целях обеспечения качества содержания (очистки) улично-дорожной сети в населенных пунктах муниципальных образований вам надлежит усилить контроль за исполнением подрядными организациями условий муниципальных контрактов, активизировать работу по предъявлению подрядчикам штрафных санкций за срыв сроков исполнения работ и ненадлежащее качество.

Еще одна болевая точка – это реализация ОМС полномочий в сфере жилищного контроля. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что повсеместно указанный функционал муниципалитетами не реализуется либо осуществляется эпизодически.

При этом органами муниципального жилищного контроля г. Перми, Соликамского городского округа, Чернушинского, Кудымкарского, Верещагинского муниципальных районов с 2012 года по настоящее время не выявлено ни одного нарушения. В то же время с глав крупных территорий спрос особый, – именно у Вас сосредоточено значительное число муниципального жилищного фонда, Вы, как правило, первые сталкиваетесь с насущными проблемами граждан (ненадлежащее содержание придомовых территорий, общедомового имущества), обладаете кадровыми возможностями, необходимым административным ресурсом, позволяющем при правильном подходе оперативно реагировать на нарушения жилищных прав граждан. 

Более того, главами ряда муниципалитетов (поселения Алексндровского, Кунгурского, Красновишерского, Кудымкарского, Соликамского, Чердынского районов) до сих пор не приняты меры по нормативному закреплению указанных полномочий, не разработаны административные регламенты по осуществлению функций муниципального жилищного контроля, не сформулированы квалификационные требования к муниципальным жилищным инспекторам, отсутствует штатная численность.

*****

 

Отдельно хочу остановиться на вопросах профилактики правонарушений, поскольку данное направление деятельности является одним из приоритетных.

В истекшем году мы дважды собирались для обсуждения проблем в указанной сфере, однако не все по-прежнему осознают значимость этой работы.  

Несмотря на то, что изменения, внесенные в 131 федеральный закон, действуют уже около полугода, далеко не все уставы муниципальных образований края приведены в соответствие с федеральным законодательством.

В ряде территорий, вопреки  рекомендациям данных вам на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов (05.04.2016, 23.11.2016) отсутствуют программы профилактики правонарушений (Карагайский и Еловский районы), существующие программы не доработаны (в большинстве из них отсутствуют мероприятия по предотвращению семейно - бытового насилия, в том числе по оказанию социально-психологической, юридической и иной поддержки, семьям, а также лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию); явно недостаточно денежных средств предусмотрено для воплощения в жизнь программ г. Кудымкара, Суксунского, Нытвенского районов и др.

С учетом кризисных явлений в стране, нарастания социальной напряженности вновь появилась потребность участия граждан в охране общественного порядка, между тем, не всеми органами местного самоуправления создаются необходимые условия для такой деятельности.  Так, на настоящий момент не функционируют добровольные народные дружины в Еловском, Гремячинском, Косинском, Карагайском районах.

 

Требует активизации деятельность муниципальных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений.

Не всеми приведены в соответствие с федеральным законодательством нормативные правовые акты, регулирующие вопросы установления границ территорий, на которых запрещается розничная продажа алкоголя.

*****

 

Остается напряженной ситуация с наличием задолженности по оплате труда в организациях, учредителями которых являются органы местного самоуправления. Так, на 01.01.2017 задолженность по заработной плате имеется в 6 таких предприятиях (Большесосновского, Суксунского, Уинского, Чердынского районов, г.г. Губаха, Кизел) на сумму 1 млн. 275 тыс. руб.

Учитывая финансовые возможности органов местного самоуправления, образование, и, тем более, рост сумм такой задолженности, недопустимы.

*****

 

Пристальное внимание в 2016 году уделено органами прокуратуры края обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей.

Как Вы помните, в 2015-16 годах, указанные вопросы рассматривались на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов края с участием глав муниципальных образований. Абсолютно все органы управления муниципальных образований и горрайпрокуроры были нацелены на приведение в нормативное состояние антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей.

Ряд глав муниципальных образований ответственно подошли к реализации поставленных задач. В результате принятых мер практически по 90 % мест с массовым пребыванием людей в Пермском крае разработаны паспорта безопасности.

Вместе с тем, более 50 % из них собственниками объектов в установленном порядке не согласованы и не утверждены.

Отсутствие эффективной работы в указанном направлении объясняется недостаточным вниманием к этому вопросу, в том числе и со стороны некоторых руководителей органов управления муниципальных образований.

По информации, поступающей от горрайпрокуроров, на конец 2016 года не разработаны паспорта безопасности мест с массовым пребыванием людей в Гайнском, Гремячинском, Кочевском муниципальных районах края.

Доля разработанных таких паспортов в Осинском, Краснокамском и Горнозаводском районах существенно ниже средне краевых показателей работы в этом направлении.

Ставлю в известность, что обеспечение антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей являются одной из задач на 2017 год, поставленных мной перед горрайпрокурорами на коллегии прокуратуры края, прошедшей при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуроры по-прежнему ориентированы на принципиальное реагирование по фактам бездействия должностных лиц и недостаточной реализации предоставленных полномочий в указанной сфере.

Одним из факторов, формирующих у народа доверие к органам власти, является качество, своевременность разрешения их обращений.

Анализ жалоб граждан, направленных в органы прокуратуры, показывает, что вами не всегда принимаются исчерпывающие меры по исполнению законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Ответы заявителям направляются за пределами установленного срока, в некоторых случаях им вообще не сообщается о результатах рассмотрения заявлений, не исполняется обязанность по направлению поступивших жалоб в иные органы по компетенции. Часто обращения рассматриваются некачественно, вследствие чего принимаются незаконные решения.

Только за 2016 год 50 должностных лиц органов местного самоуправления (Ильинский, Бардымский, Чернушинский, Кишертский, Куединский, Красновишерский и районы) привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).

Необходимо помнить, что мы и впредь будем принципиально реагировать на каждый случай безразличного, а порой и черствого отношения к работе с гражданами.

 

 

НАПИСАТЬ ОНЛАЙН